8 495 232-90-22
Пн-Пт: 9:00-19:00 Сб-Вскр: 10:00-16:00

Уровень топлива в баке – каким он должен быть? Три мифа и реальность

22.03.19, в 12:46

Бытует мнение что езда с пустым баком негативно сказывается на двигателе и приводит к его поломкам. Причем обосновываются такие доводы различными фактами. Среди них попадание в систему подачи топлива (топливную систему) посторонних примесей, содержащих мелкодисперсионные частицы, и воды. На самом деле все напрямую зависит от конструкционных особенностей топливной системы, вида используемого топлива, а еще наличия или отсутствия обслуживания.

Поэтому однозначного, универсального ответа на вопрос: «Каким должен быть уровень топлива в баке?» нет и не может быть. Топливная система одного автомобиля устроена так, что уровень топлива вообще не играет никакой роли. А в других конструкционных схемах уровень топлива может негативным образом сказываться на компонентах системы питания, включая топливную подсистему (насос, систему фильтров) и подсистему впрыска топлива (ранее карбюратор или сейчас инжектор, его форсунки). Рассмотрим несколько основных мифов и детально их разберем.

Качество топлива

В жидком топливе (газообразное топливо и особенности эксплуатации автомобилей с ГБО рассматривать не будем) в любом случае содержатся примеси. Они могут быть в цистернах на автозаправочных станциях. Особенно критично если заправка автомобиля производится спустя несколько часов после того как автозаправщик в бочку слил новую порцию топлива. Тогда взвеси со дна поднимаются вверх и через топливозаправочную аппаратуру попадают в бак. А затем загрязняют систему питания, в том числе насос, форсунки, попадают в ТВС (топливно-воздушную смесь) и приводят к повреждению двигателя, его кривошипно-шатунного механизма, в частности, цилиндро-поршневой группы. Миф основан на том, что при минимальном уровне топлива в нем увеличивается резко концентрация примесей. Далее вся грязь, накопленная в баке, попадает в топливопроводы и двигатель.
Утверждение во многом ложно. Чтобы это произошло нужно сочетание совокупности факторов, не меньше. Во-первых. Если стоит бензиновый двигатель, а иногда это касается и целого ряда ТННД дизельных моторов, то топливо из бака всегда забирается в самой нижней точке, каков бы уровень топлива не был.

Во-вторых, любая АЗС имеет систему фильтрации топлива, по крайне мере должна иметь. Топливо перед тем как попасть в бак автомобиля проходит многоступенчатую очистку, вне зависимости от количества примесей, содержащихся в подземной цистерне. Проблемы возникают тогда, когда эта система либо долго не обслуживается, либо удалена. Поэтому речь не об уровне топлива в баке, а о том что нужно выбирать сетевую заправку проверенного крупного бренда.

В-третьих. В любом автомобиле используется многоступенчатая система очистки топлива, как минимум два фильтра (грубой и тонкой очистки). Им в принципе безразлично какова концентрация примесей в топливе и сколько этого топлива в целом, важнее размер частиц. В такой ситуации стоит говорить в общем об ускоренном загрязнении и необходимости обслуживания фильтров, чтобы предотвратить поломки двигателя. Фильтры могут забиваться и препятствовать подаче топлива, могут деформироваться, тогда грязь попадает и в систему впрыска, и в двигатель.

Поэтому топливный фильтр тонкой очистки должен меняться вовремя (по регламенту и раньше), а грубой очистки – очищаться от примесей и желательно промывать бак периодически. Очень большое значение имеет не уровень топлива в баке, а качество фильтра тонкой очистки, ставьте оригинал или неоригинал, но совместимый и известного бренда.

Заканчивая тему содержания в топливе примесей, отметим два момента. Критичным для работы двигателя является не содержание в топливе примесей (с этим справляются фильтры, просто придется их чаще обслуживать и менять), а его химический состав, включая присадки. Особенно критично для дизельного топлива, содержащего серу и тяжелые углеводороды (важно при отрицательных температурах эксплуатации, когда возможно образование парафинов). А ведь могут еще и намешать. Вот именно химический состав топлива – главный враг топливной аппаратуры, а не примеси. Утверждение что при низком уровне в баке топлива меняется его химический состав во многом спорно и зависит от конструкционных особенностей топливной системы. Поэтому заправляйтесь не в лесопосадках, а на проверенных АЗС крупных компаний, которые дорожат именем и репутацией.

И второе. Повышенное содержание в топливе примесей, из-за низкого уровня бензина или дизтоплива в баке, это лишь увеличение затрат на обслуживание (покупку топливного фильтра тонкой очистки, иногда топливного модуля) и повышение актуальности его проведения. То есть в том, что примеси попадают в двигатель, виноват не низкий уровень топлива в топливном баке, а состояние системы очистки топлива на АЗС и в автомобиле.

Функционирование топливного насоса

Второе спорное утверждение – топливо используется для охлаждения топливного насоса (если двигатель работает на бензине бензонасоса) и при низком уровне происходит перегрев оборудования. Это утверждение актуально только для бензиновых двигателей автомобилей, которым как минимум 15 лет или ряду отечественных моделей. Сейчас топливной системой управляет электроника. Даже в самой неблагоприятной ситуации исполнительные устройства попросту отключат бензонасос или переведут его и двигатель в более экономный режим работы (схемы разные).

Сделано это еще и для того, чтобы при опрокидывании не было возгорания. То есть сразу говорим и о втором мифе, что если будет недостаток топлива в баке, то возможен подсос воздуха. Это приводит к нарушению состава топливно-воздушной смеси, а далее нарушение работы двигателя как минимум. Современные электронные системы в состоянии обнаружить такую проблему и отключить бензонасос.

А вот если в конструкционной схеме топливной системы электроники минимум, то действительно низкий уровень топлива может привести и к поломке топливного оборудования из-за перманентного нагрева и к подсосу воздуха.

Вода

И последний миф, который рассмотрим. В баке есть вода, она тяжелее топлива, оседает на дне и при низком уровне горючего попадает в топливную систему, приводит к выходу из строя двигателя. Многие еще добавляют «науки», указывая систему вентиляции топливного бака бензинового двигателя. Мол забор атмосферного воздуха приводит к образованию конденсата (на самом деле помимо открытых систем есть еще и закрытые с абсорбером). Многие утверждают – воздействие воды ведет к тому, что бак ржавеет. Но ведь не все баки стальные, многие сейчас полимерные. И третий момент – все зависит от топлива и конструкторы не зря едят свой хлеб и знают что конденсат образуется, а в топливе может быть вода. Например, вода критична для дизельного топлива, оттого топливный фильтр ставится не простой, а с сепаратором, который предназначен эту воду из системы убирать (такие фильтры нужно обслуживать).

То есть взаимодействие воды с топливной системой во многом обусловлено не уровнем топлива, а конструкционными особенностями определенной системы питания.

Подводя итог и отвечая на вопрос: «Можно ли эксплуатировать автомобиль с пустым или полупустым баком «на лампочке»?» ответим так. Все зависит от конструкционных особенностей системы питания отдельно взятого автомобиля, качества топлива, наличия или отсутствия обслуживания. Если не обладаете знаниями и пониманием того, что и как в топливной системе вашей машины работает, понятие техосмотр пустой звук, а заправляетесь непонятно где – держите бак полным.

Помимо этого при полном баке концентрация примесей в топливе меньше, а значит, продляется ресурс топливных фильтров тонкой очистки (они вполне могут дожить до плановой замены и не придется менять раньше времени), а также обеспечиваются оптимальные условия работы бензонасоса, подпитывающего или ТННД, это как минимум (насос любит работать с подпором жидкости).

И последний довод – запас хода. Нужно быть всегда уверенным в том, что топлива хватит, чтобы доехать до ближайшей АЗС, особенно при поездках на большие расстояния в местности, где сеть АЗС не развита, и при эксплуатации зимой.