8 495 232-90-22
Пн-Пт: 9:00-19:00 Сб-Вскр: 10:00-16:00

Замена масла в АКПП: в каких случаях уже поздно?

05.02.19, в 18:19

В автоматической коробке переключения передач современного автомобиля масло играет сразу несколько ролей:

  • является рабочим телом, необходимым для функционирования гидротрансформатора;
  • смазывает трущиеся детали;
  • отводит тепло от греющихся частей коробки.

При повседневной эксплуатации авто масло в АКПП теряет свои первоначальные свойства. В нём разрушаются присадки — в частности, задающие вязкость и создающие противозадирный эффект. В жидкости накапливаются продукты износа деталей коробки, микрочастицы с накладок и фрикционов, другие загрязнения. Со временем они могут буквально «выгрызть» полости в металле. Коробка-«автомат» перестанет нормально работать, что может повлечь разные последствия — от рывков при движении до полной невозможности тронуться с места. Чтобы предотвратить такой сценарий, масло в АКПП необходимо своевременно менять — но делать это нужно с умом.

Почему некоторые считают, что масло в «автомате» можно не менять?

После появления первых автоматических коробок передач начался процесс их совершенствования. АКПП обрели электронное управление, стали менее чувствительны к качествам масла и условиям эксплуатации авто. Прогресс в этой области привёл к тому, что крупные автопроизводители — Mercedes-Benz, BMW и Audi, а вслед за ними и другие — заявили о том, что масло в автоматической коробке передач отныне можно не менять. Это заявление запомнили многие, однако практика показала, что без замены рабочей жидкости в АКПП всё-таки не обойтись.

Интервал замены

Сегодня автопроизводители, отказавшись от идеи «вечного» масла в коробке, указывают в паспортах автомобилей интервалы замены жидкости, варьирующиеся от 50 тыс. км пробега (или каждые 3 года) до 120 тыс км пробега (или каждые 5 лет). Дилерские компании, как правило, рекомендуют выполнять замену через 60-80 тыс. км пробега.

Практический опыт говорит о том, что свойства масла в начале и конце столь длительного интервала значительно отличаются — а это, в свою очередь, создаёт большие риски для коробки-«автомата». С учётом этого целесообразно менять масло в агрегате раньше регламентного срока — через 30-40 тыс. км пробега.

Замена методом полного вытеснения

Это — самый радикальный вариант. Выбрав его, вы полностью устраните из коробки передач продукты износа и другие загрязнения вместе со старым маслом и наполните её новой жидкостью с отличными свойствами.

Полное вытеснение стоит выполнять лишь тогда, когда АКПП до обслуживания работала без нареканий — не давала рывков при движении, не создавала иных проблем. Целесообразно проверить коробку диагностическим сканером и, убедившись в исправности агрегата, полностью заменить масло.

Дело обстоит иначе, если «автомат» уже давал «звоночки» и сигнализировал о возникших проблемах. В этом случае вытеснение старого масла новым может окончательно вывести коробку из строя. Полный набор противозадирных и моющих присадок смоет накопившийся шлам в каналы гидроблока, соленоиды не смогут держать давление, фрикционы не будут работать должным образом — понадобится капитальный ремонт АКПП. Чтобы этого не случилось, нужно пойти по другому пути.

Частичная замена

Сначала из коробки сливается некоторая часть старого масла, после чего освободившийся объём заполняется новым. Загрязнённая жидкость, таким образом, разбавляется. Автовладелец продолжает эксплуатировать машину, и через сравнительно небольшой пробег обслуживание по описанной схеме выполняется повторно.

Чем хорош метод частичной замены? Тем, что не приводит к резкому изменению характеристик коробки передач, уже достигшей определённой степени износа. В агрегат не поступает большое количество моющих присадок, они не смывают шлам в гидравлический блок и не приводят к выходу АКПП из строя. При частичной замене нет необходимости использовать дилерский диагностический сканер, что делает этот способ доступным для небольших СТО. Как правило, со временем коробка передач начинает работать лучше, и автовладельцу удаётся вернуться в регламентный срок замены масла, если он был пропущен.

Предположим, коробка доведена до состояния, когда она даёт не первый, а десятый или двадцатый «звоночек». Восстановить её частичной заменой масла вряд ли удастся. В такой ситуации может оказаться полезным другой метод.

Замена, совмещённая с ремонтом

Этот метод подразумевает выполнение нескольких мероприятий, направленных на восстановление автоматической коробки. Как правило, заменяются изношенные прокладки, выполняются очистка и тестирование гидравлического блока, после чего старое масло заменяется новым. Способ наиболее удобен для продольно-ориентированных АКПП с гидроблоком, расположенным в нижней части. Нужно оговориться: он не даёт гарантии того, что изношенная коробка передач станет работать лучше. При удачном развитии событий она может прийти в норму, при неудачном — стать полностью неработоспособной.

В качестве заключения

Несколько основных выводов:

  • несмотря на заявления автопроизводителей о «вечном» масле, звучавшие в недавнем прошлом, жидкость в автоматической коробке передач менять всё-таки нужно;
  • в идеале замену нужно выполнять после 30-40, а не 50-80 тыс. км пробега, о которых говорят производители и дилеры;
  • если до обслуживания коробка работала без нареканий, а срок замены масла не был пропущен, стоит выполнить полную замену старой жидкости;
  • если агрегат сигнализировал о проблемах и/или был пропущен срок обслуживания, рекомендуется заменить масло частично;
  • наконец, если в АКПП возникли серьёзные неисправности, можно попытаться восстановить её, совместив замену масла с ремонтом — но помня, что никаких гарантий в этом случае нет.